Были ли Казаки сословием?
Не говоря о Русских и Украинцах, подлинной казачьей историей мало интересуются некоторые казаки, для которых достаточно авторитетны выводы учебников Иловайского, Платонова и других российских историков, считающих Казаков сословием. Но всем известно, что сословия в России регламентированы по образцам Западной Европы только Петром I и Екатериной П. До этого в Московском царстве, действительно, существовало деление на различные социальные слои, как бояре, дворяне, посадские, холопы, черносошные, кабальные и другие, но это не сословия в нашем понимании. А ведь Казаки исторически существовали уже несколько веков и до регламентов Петра I. Кем же они тогда считались?
Мы отлично знаем, что Казаки принимали участие в Куликовской битве (1380 год), а Карамзин, «отец русской истории», берет и еще раньше, говоря: «Казаки, во всяком случае, древнее Батыева нашествия» (1227 год). А российский историограф Татищев сообщает, что казаки существовали еще во времена Хозарской империи. К какому же сословию они тогда принадлежали? К какому сословию принадлежали известные истории Казаки — атаманы Сары-Азман, Сусар, Мелих, Ермак, Семен Дежнев и др.?
Вообще о сословиях: можно ли считаться сразу в нескольких? Всем известно, что в каждом сословном государстве его гражданин может принадлежать только к одному сословию. Например, русский крестьянин принадлежал к крестьянскому сословию; но вот он разбогател на земле, бросил свое хозяйство, купил лавку, получил права на торговлю и «гильдию», Теперь он уже купец, а не крестьянин. Затем его сын закончил духовную семинарию и, став священником, перечислен из купеческого в духовное сословие; родной брат этого, как сын купца, мог из военного училища получить офицерский чин и после служебного повышения зачислялся в дворянское сословие, а из купеческого исключался, так как одновременно нельзя было состоять в двух сословиях, разных по правам.
Как же обстояло дело с этим сословным вопросом у Казаков? У Казаков в свободных обществах никогда не было сословных делений. Они были равны между собою, как граждане своей казачьей земли. Какое бы положение каждый из них ни занимал, он оставался равным между равными. Но российское правительство, желая разбить казачий народный монолит, основанный на полном их равенстве, а также в целях полнейшей русификации и общеимперской нивелировки, стало вводить сословные разграничения. Так, при Екатерине II учреждается дворянство, при Александре I выделяются «торговые Казаки» и т. д. Если считать Казаков сословием, то получается единственное в мире двухсословное положение: каждый Казак, состоя в своем казачьем сословии, одновременно будто бы состоит в сословии дворянском, духовном, купеческом и т. п. Абсурдность такого положения поняли даже в Советской России, и там, после ряда лет мстительных гонений на Казаков, в конце концов, их бытие возрождено формально, но уже в качестве «полунацменов», а не сословия.
|